Меню сайта
Приветствую Вас Гость

Категории раздела
Монументальная Живопись [2]
Жизнь клуба [6]
Источники Доспехи и Оружие [5]
Источники Гражданский комплект [0]
Литература [4]
Интересное [2]
Новости [0]
Статьи [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Источники Доспехи и Оружие

О ценах на доспехи и оплате военной службы в Италии в XV веке

по материалам Бруно Чионетти.


Базовые категории:
лира, равная 90 евро в наше время;
лира состоит из 20 сольдо, каждый из которых равен 4,7 евро;
сольдо поделен на 12 динаров, каждый из которых выходит ~0,50 евро.

Констебль получал от 10 до 15 лир в месяц. Арбалетчику платили от 5 до 9 лир, пехотинцу 5 лир, а павезиру и велиту – около 3. Эти цифры выражают оплату в военное время, в мирное время ни один из военных чинов не получал больше 5 лир в месяц, а констебль замка – 9 лир.

Находясь на постоянной службе, солдаты получали экипировку от государства или феодала, как и одежду в гербовых цветах. Хороший арбалет стоил порядка 1 лиры, стрелы стоили по 1 сольдо, но имели градацию в качестве и цене. Нагрудник стоил 5 лир, а простой шлем (цервеллер) – 1. Простое древковое оружие вроде билля или копья обходилось в 5 сольдо, павеза при этом стоила 1 лиру.

Так же государство обычно отвечало за снабжение продовольствием солдат, однако часто они питались за счет краж и мародерства, либо заставляли побежденных врагов оплачивать военные расходы. В мирное время гарнизоны питались за счет собственных ферм или наемного труда крестьян.


 
Категория: Источники Доспехи и Оружие | Просмотров: 600 | Добавил: lis755 | Дата: 29.12.2011 | Комментарии (0)

Кинжалы Басселарды


   Эти кинжалы использова­лись, вероятно, чаще всех остальных. Исследова­тели называют их басселардами, и, судя по всему, это правильный исторический термин. Особен­но часто термин встречается в документах XIV и XV веков, в которых речь идет о кинжалах. В пер­вую очередь это относится к английским текстам, но присутствует и в текстах па других языках. Судя по его употреблению, представляется оче­видным, что это собственное имя, а не разовый термин. Также не приходится сомневаться, что это наименование очень популярного кинжала, ши­роко распространенного по всей Европе. Мето­дом сравнения и исключения историки пришли к выводу, что именно такие кинжалы в большом количестве изображены в живописных произведе­ниях того времени, мемориальных досках и над­гробных памятниках, а также представлены уце­левшими образцами. Последнее открытие Клода Блэра из Музея Виктории и Альберта в архивах

Датини в Прато, Италия, похоже, подтверждает устоявшееся мнение. Это открытие — список кинжалов, приобретенных в 1375 году, доказыва­ющих, что термин «басселард» произошел от на­звания швейцарского города Базель и что данный тип кинжалов возник именно там. Поскольку историки издавна признавали тесную связь между басселардом и Швейцарией, найденные документы, судя по всему, решили этот вопрос раз и на­всегда. Название использовалось правильно.


Вероятнее всего, басселард впервые появился в конце XIII или в начале XIV века, как сказано выше, в Швейцарии. Оттуда он мог быстро рас­пространиться по всей Центральной и Западной Европе. Основная масса документальных и ико­нографических упоминаний приходится на вто­рую половину XIV и XV век, поскольку именно в этот период, что очевидно, кинжал был наиболее популярен. Он широко использовался вплоть до конца XV века, когда почти незаметно эволюционировал в так называемый швейцарский кин­жал, или кинжал Гольбейна.




Басселарды носили самые разные люди. В XIV веке они были рыцарским оружием, являв­шимся неотъемлемой частью боевой экипировки. В первую очередь это относится к итальянским и южногерманским рыцарям, но есть свидетель­ства тому, в частности изображение сэра Хью Кэвелея в церкви Бэнбери, в Чешире, что они были распространены и в других районах. Кроме воинов, такие кинжалы носили горожане, при­чем так часто, что анонимный английский автор сатирической песни, живший в период прав­ления Генриха V, процитированный Лейкингом, утвердил:

Любой достойный человек,

Будь он робок или смел,

Носит басселард.


В XV веке конные рыцари в основном переста­ли носить басселард, и он стал главным образом оружием горожан и пеших воинов.

Басселард носили так же, как и другие кинжа­лы, но были и некоторые исключения. Как и дру­гие кинжалы, его обычно носили с правой сторо­ны, иногда подвешивали спереди на поясе для меча или на специальной подвеске, которая кре­пилась к поясу. Очень редко его носили сзади. Поскольку басселарды иногда были длинными, больше напоминающими мечи, на некоторых ил­люстрациях можно виден, их висящими на ле­вом бедре, на манер меча. По крайней мере, в од ном случае — на надгробном изображении Джона Корпа, умершего в 1361 году, в церкви Сток-Фле­минг, Девоншир, — басселард подвешен с левой стороны на перевязи, проходящей через правое плечо.


Басселард можно легко узнать по его рукояти, которая имеет крестовые гарды и со стороны гар­ды, и со стороны головки. Такая форма делает рукоять похожей на заглавную букву «I» или на букву «Н», положенную на бок. Обычно хвосто­вик клинка повторяет контур крестовины голов­ки. Иногда он также имеет форму и размеры кре­ста со стороны гарды. Нередко он расширяется на этом участке, но потом вновь сужается. Рукояти обычно изготавливались из двух частей, щечек, склепывающихся через хвостовик. Использова­лось большое число заклепок, часто три или четы­ре — непосредственно в рабочей части рукояти — и еще по меньшей мере две на обоих продолжени­ях — со стороны гарды и головки. Обычно для накладок-щечек использовались органические ма­териалы — дерево (плющ, самшит), рог, кость, слоновая кость. Металлические рукоя­ти автору неизвестны, хотя вполне могли суще­ствовать.




   Хотя они в общем и сохраняют форму заглав­ной буквы «I», в формах рукояток различных басселардов имеются существенные различия. Сам черенок обычно прямой и довольно тонкий — как раз по ширине хвостовика клинка. Но в неко­торых случаях черенки делали шире, расширен­ными в оба конца по вогнутой линии, переходя в верхнюю и нижнюю крестовины. Но самым боль­шим изменениям были подвержены именно по­следние элементы. Иногда они очень малы, почти незаметны, иногда — так широки, что каждый ра­вен длине клинка. В некоторых случаях обе крес­товины имеют одинаковую длину, но чаще раз­личаются, причем головка обычно длиннее. Эти крестовины могут быть прямыми и параллельны­ми, но могут располагаться и под углом к черен­ку. Реже встречаются изогнутые — в направлении к черенку или от него. Во многих случаях эти эле­менты имеют ту же толщину, что и соответствую­щие конструкции на хвостовике, так что металл можно увидеть как поясок вверху и внизу. Часто крестовины, особенно со стороны гарды, имеют несколько большую длину, чем хвостовик, и две боковые накладки, соединенные вместе, полнос­тью скрывают металл на концах.



Обычно клинок басселарда равномерно сужа­ется от рукояти к острию. Некоторые имеют од­ностороннюю заточку, иногда с одним узким и неглубоким ребром жесткости с задней стороны. Некоторые исследователи считают клинок с односторонней заточкой более ранней формой, и большинство из них считают, что подобная фор­ма по преимуществу производилась в XIV веке. Хотя обоюдоострые клинки, скорее всего, также появились очень рано и среди сохра­нившихся экземпляров они встречаются намного чаще. Обычно они имеют форму попе­речного сечения в виде уплощенного бриллианта, иногда с двумя глубокими ребрами в центре, которые тянутся от рукояти на половину или две трети длины клинка. Некоторые имеют плоские рикассо — у рукояти до начала режущей кромки. По размеру они варьируются довольно сильно — от маленького кинжала до меча.

      Ножен для басселардов сохранилось очень мало, и львиная доля информации об их внешнем обли­ке черпается из произведений живописи. Судя по изображениям, их обычно изготавливали из кожи с металлическим прибором, состоящим из устья, обоймиц и наконечника. На некоторых картинах можно видеть простой черный чехол, повторяю­щий форму клинка, из чего явствует, что чисто кожаные ножны тоже иногда использовались. На одном из полотен, приписываемом Джованни дель Понте, которое находится в музее Йельского университета, изображен басселард, просто встав­ленный в узкую петлю. Иными словами, его, оче­видно, носили и с обнаженным клинком. Нельзя не упомянуть об уцелевших ножнах, хранящихся в петербургском Эрмитаже и в лондонском Музее Виктории и Альберта. Сделанные из слоновой кости с металлическими наконечниками, они по­ражают своей роскошью.



Существует два особых типа басселардов, кото­рые заслуживают отдельного рассмотрения. Пер­вый отличается рукоятками из самшита и кости с причудливой резьбой. Во многих случаях укра­шения выполнены в романском стиле. Резьба изображает драконов, животных, гротескные че­ловеческие фигуры и переплетенные узоры. На некоторых образцах сохраняются верхняя и ниж­няя крестовины в рудиментарном состоянии, на других они исчезают совсем. В последней группе рукоятка прямая, без намека на головку или гар­ду, однако исследователи все же причисляют та­кие кинжалы к басселардам. Предполагается, что этот тип кинжалов возник в Северной Италии или во Франции в XIV веке. Как и в случаях с дру­гими видами холодного оружия, одновременно редкими и дорогими, в XIX и в начале XX века та­кие кинжалы часто подделывали.


Второй особый тип басселардов составляют кинжалы с изогнутыми обитыми металлом крестовинами. Почти во всех случаях эти крестовины изгибаются по направлению друг к другу. Также время от времени встречаются кин­жалы, у которых нижняя крестовина изгибается к клинку. В отличие от обычных басселардов хвос­товик на таких образцах узкий, а рукоять обычно цельная, а не состоящая из двух соединяющихся частей. Рукояти, почти всегда деревянные, обыч­но прямые и слегка сужаются от головки к гарде. Металлические пластины, покрывающие верхний край крестовины головки и нижнюю часть гарды, обычно тонкие, во всяком случае в ранних образ­цах. Каждая удерживается на месте двумя малень­кими гвоздями, а также давлением со стороны заклепки хвостовика. На более поздних образцах металлические пластины толще и обычно утолщаются к концам, чтобы образован» всю ширину крестовины. Один из таких кинжалов был найден в Брукс-Уорфе, в Лондоне, и сейчас находится в музее лондонской ратуши. Это довольно редкая находка. Его форма очень близка к швейцар­скому кинжалу, которых много и в произведениях искусства, и среди археологических находок. По всем основным статьям это так называемый швейцарский кинжал XVI века.


Категория: Источники Доспехи и Оружие | Просмотров: 3820 | Добавил: lis755 | Дата: 05.05.2010 | Комментарии (0)

   Стандартным, переносимым в руке средством защиты воина от различного оружия противника являлся щит. Но в начале IV век пехоте придавали небольшое значение в войне. Главной силой войска тогда были конные рыцари, поэтому оружейники разрабатывали новые виды оружия и снаряжение только для них, а пехотой все больше пренебрегали и соответственно меньше обращали внимание на ее вооружение. Но благодаря суровому опыту швейцарских войн XIV века, которые оказали мощное влияние на феодальные способы ведения войны, рыцарство научилось ценить пехоту, и с этого времени постепенно уделяется все больше внимания соответствующему оснащению пехотинцев. Становится все более заметным стремление использовать мощь пехоты. Например, швейцарская пехота, построенная квадратом, защищенная щитами и ощетинившаяся копьями, была практически недоступна для атаки тяжеловооруженных рыцарей. Да и появление большого количества лучников (при битве при Креси количество лучников составляло две трети) делало коницу все менее эфективной.

   Чтобы эффективно применять пехоту и нести при этом минимальные потери в живой силе, нужен был щит большого размера, который закроет пешего воина с ног до головы. Также щит должен быть достаточно крепким, для того чтобы стрелы не пробивали его, но при этом он должен быть легким, чтобы его мог носить без усилий один человек.

   Так был создан стоячий щит (нем. Setzschild), или большая павеза (нем, Pavese). Этот щит был из дерева, обтягивался кожей, поверх накладывался тонкий меловой грунт, на который темперной краской наносились эмблемы с надписями, частью геральдическими, частью религиозными. Форма стоячего щита в основном представляла четырехугольник. По центру идет вертикальный, полый внутри желоб, который на верхнем конце заканчивается выдающимся вперед выступом. Внутри крепились кожаные ремни для переноски, ниже которых находилась ручка. 
  
   Павеза был хорошим средством защиты для пеших воинов.
В XIV веке особое внимание уделялось защите стрелков из арбалета. Арбалетный болт, выпущенный из мощного арбалета, мог пробить доспех рыцаря, поэтому арбалетчики ценились гораздо больше, чем простой пехотинец. Арбалетчиков, помимо личной брони, защищал щит павеза различных форм.
Если большая павеза являлась эффективным средством защиты пехоты в обороне, то неизбежно возникало стремление предоставить такую же действенную защиту и нападающему пехотинцу. Так появилась ручная павеза (нем. Handschild, kleine Pavese). Она меньше по размерам, чем большая павеза, форма большей частью четырехугольная, сужающаяся книзу и имеющая характерный желоб, углы которого иногда закруглены.

   В начале XIV века при штурме крепостей замков и т.д. для защиты пехоты применялись штурмовые стенки или штурмовые щиты (нем. Sturmwande). Такие щиты были еще большего размера, чем павеза, лучше защищали пехоту от оружия осажденных, но были тяжелы и неудобны при транспортировке. Часто эти щиты снабжались сверху смотровой щелью или простым отверстием для глаз, а внизу щита крепились железные шипы, которые упирали в землю для придания щиту большей устойчивости.
 
   Щиты могли быть овальной формы, прямоугольной, со скругленными краями. Через середину мог проходить вертикальный выступ (изнутри — жёлоб) для усиления конструкции. Ширина павез — 40 - 70 см, высота — 1 - 1,5 м.  
 
   Павезы широко применялись для защиты пехоты от стрел, например французами во время Столетней войны. В битве при Кутансе (осень 1356 г.) часть французов спешилась и, закрываясь от стрел щитами и павезами, не двигалась с места, пока стрелки не израсходовали свои стрелы и не отошли к латникам. Ножан-сюр-Сен (июнь 1359 г.) французская пехота «пробилась сквозь линию лучников и рассеяла их, так как их щиты были столь прочными, что стрелы не оставляли на них следов». И при Кошереле лучники «стреляли неистово вместе, но французы были столь хорошо вооружены и имели столь сильные павезы, что им нанесли мало вреда … и ворвались в (ряды) англичан и наваррцев». А при Орэ «английские лучники стреляли хорошо, но их стрелы не причиняли вреда, ибо французы были хорошо вооружены и закрывались щитами от них». При Кошереле и Орэ Дюгеклен строил их в плотно сомкнутые шеренги, прикрытые стеной щитов (тех же павез).
 
 
 
 
 
 
 
Павез сохранилось очень много. Большинство из них с желобами на XV век и без желобов на XIV век. Но есть источники и на павезы с желобами на XIV век.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Кестутис, Великий князь литовский (1379)
 
 
Также это:
Краковская шахматная фигурка (13 век)
Nowakowski A., Orlowski T. H., 1984 – Dwa przedstawenia uzbrojenia baltyjskego w sreidnowiecznej plastyce figuralnej z ziem polskych //Archeologia VIII. Torun, 1984
 
В Мальборке есть барельеф, датируемый концом 13 века. Там персонажи изображены с щитами, которые несут все характерные черты ручных павез.
Категория: Источники Доспехи и Оружие | Просмотров: 2170 | Добавил: lis755 | Дата: 14.04.2010 | Комментарии (0)

Кинжалы ронделы


При упомянутом выше подходе одним из пер­вых семейств кинжалов, которое можно выде­лить, являются кинжалы ронделы. Этот современ­ный термин используется для обозначения кин­жала, имеющего круглую гарду и часто навершие той же формы, которые установлены под пря­мым углом к линии рукояти. Вопреки отсутствию исторических сведений о его этимо­логии, этот явно описательный термин (Roundel (англ.) — что-либо круглое) широко принят во всем мире, во многих языках поми­мо английского. Французы называют его dague а rouelles, а немцы — Scheibendloch, и оба этих на­звания подчеркивают его характерные особен­ности.


   Среди историков существуют расхождения по определению времени первого появления рондела. Кое-кто относит его появление к 1300 году или даже к немного более раннему времени. Но все соглашаются, что этот гип широко использо­вался уже между 1325 и 1350 годами. Его попу­лярность возросла в последующие годы XIV века, и он продолжал широко применяться пример­но до 1500 года. Ареал его использования про­стирался от Скандинавии на севере до Испа­нии на юге, от Британских островов на западе до Польши на востоке, то есть охватывал почти всю Западную и Центральную Европу. Во всем этом обширном регионе он являлся главным образом оружием рыцарей. Сохранилось немного про­стых кинжалов типа ронделов, большинство до­шедших образцов представляют собой прекрас­ные, богато украшенные экземпляры.

В ранних формах кинжалов ронделов только гарда имела форму диска. Часто она была широ­кой, напоминающей современную круглую ко­робку для пилюль. Иногда она была сделана из куска твердой древесины, обитого железом. По крайней мере, в нескольких случаях она имела углубление со стороны лезвия, чтобы в ножнах гарда выглядела наподобие медальона. Это мне­ние основано на изображениях, имеющихся на нескольких медных мемориальных досках, таких как, например, посвященные сэру Эдварду Серну, Дрейкотту Серну Черчу, Уилтширу и ряду других, хотя вполне возможно, что намерения художника понимаются превратно. До нас не дошло ни одно­го кинжала с гардами в виде медальонов. Головки этих ранних кинжалов отличало огромное разно­образие форм. Некоторые имели форму диска или колеса, как у мечей того времени. Другие были сферическими, коническими и даже имели форму луковиц. В ряде случаев на относящихся к тому времени изображениях четко видно, что некото­рые рукояти просто заканчиваются небольшими закругленными утолщениями, не имеющими го­ловок, как это можно видеть на мемориальной доске сэра Реджиналда де Кобхэма или Лингфил- да Черча. На других изображениях рукояти имеют расширение на месте головки и увенчаны гонки­ми металлическими пластинами, что выглядит почти как характерная для кинжала рондел фор­ма, запечатленная, к примеру, на рисунке, отно­сящемуся приблизительно к 1420 году и занесен­ному в каталог выставки в Брюгге, проходившей в 1902 году, под № 420. Вместе с тем в тот же пе­риод начинают появляться и настоящие круглые головки, одной формы с гардой, к 1400 году они становятся почти повсеместными; хотя иногда можно обнаружить головки и других форм, как это часто случается с «экзотичными» формами, появлявшимися во все периоды истории кинжала. Рукояти образцов этих кинжалов XIV века обыч­но сделаны из цельного куска материала и про­сверлены насквозь Для крепления хвостовика с помощью заклепок на головке. Края рукоятей были обычно прямыми либо несколько расширялись к середине, а сами рукояти могли быть округлыми, многогранными п лаже со спиральными желобка­ми. Большинство клинков были короткими, обоюдоострыми и имели плоское ромбовидное сече­ние.

В XV веке произошло много изменений. Как отмечалось выше, головки кинжалов ронделов стали почти универсальными, совпадая по форме с гардой. Иногда они, как, например, в Централь­ной Европе после 1450 года, могли быть такими большими, что было просто невозможно держать оружие иным способом, иначе как для нанесения колющего удара, когда головка находилась над большим пальцем, что еще раз доказывает попу­лярность колющего удара как основного спосо­ба атаки. И головки, и гарды стали тоньше, чем раньше. Иногда их изготовляли из цельных ме­таллических пластин. Часто они были составлены из двух выгнутых пластин, соединенных краями. Продолжали использоваться и составные конст­рукции из дерева, кости или металла, и примерно к 1450 году некоторые головки и гарды кинжалов ронделов были снабжены дополнительными дис­ками из железа, кости, меди, дерева или рога. Эти дополнительные «слои» выполняли декоративную функцию: края головок и гард состояли из не­скольких полос различных цветов. Более же про­стые диски, однако, часто имели металлические пластины только сверху и снизу и полностью по­крывали собой внутреннюю часть. Большинст­во кинжалов ронделов имели округлые контуры, встречались восьмигранные и шестигранные, большую рукоять представляли рифленые и не­правильной формы.


   Черенки кинжалов ронделов также различа­лись и по конструкции, и по дизайну. Преобла­дали сделанные из цельного куска, как правило, цилиндрической формы, популярны были спиралевидные, но вскоре стали появляться и другие. Вошли в употребление черенки, состоявшие из двух пластин, которые крепились с двух сторон широкого хвостовика. Иногда эти пластины были закругленными, иногда гранеными. Часто их за­крепляли тремя или четырьмя крупными заклепками, чьи головки в большинстве случаев имели украшения. В ряде случаев это были круглые за­клепки с небольшими отверстиями, проходящи­ми через всю рукоять. Примерно к 1450 году на рукояти стало появляться довольно крупное утол­щение в центральной части, в котором находи­лось отверстие, насквозь проходившее и через ру­коять и хвостовик. Видимо, оно было предназна­чено для ремня, но расположение отверстия пред­ставляется не совсем удобным для подобной дета­ли. Конечно, прикрепленный к оружию ремень, охватывающий запястье и удерживаемый рукой, мешал свободе движений бойца во время нане­сения рубящего удара. Черенки с выраженным утолщением в центре (в том числе в ряде случаев в виде кольца) известны и в Англии, и во Фран­ции, но имевшие отверстия были обнаружены только в английских образцах. Окон­чательной формой, которая стала весьма попу­лярной к концу XV века, был сужающийся че­ренок, часто вогнутый по всей длине от гарды до головки.


Клинки кинжалов ронделов увеличивались в длину, к тому же возросло разнообразие их форм. Продолжали использоваться сужающиеся обо­юдоострые клинки, но в обиход все больше входят однолезвийные клинки. Последние иногда имели треугольное сечение, иногда были полыми в ос­новании. Иногда клинки могли достигать длины 38 или 40 сантиметров. И обоюдоострые, и одно­лезвийные клинки иногда имели четырехугольное утолщенное острие для более легкого проникно­вения сквозь кольчугу. Незначительное количество кинжалов ронделов имело толстые четырехгранные клинки, предназначенные исклю­чительно для нанесения проникающих ран, став тем самым предшественниками появившихся по­зднее стилетов.


В силу широкого использования и единообра­зия кинжалов ронделов трудно отнести их проис­хождение к какому-либо определенному региону Однако существует появившаяся в конце XV века одна из его разновидностей, географическое про­исхождение которой может быть локализовано. Это исключительно красивая разновидность ору­жия, характеризуемая круглой головкой, вогнутой сверху, и напоминающая шляпку гриба. Иногда верхняя часть головки имеет [рани, но чаще она гофрированная. Черенки, как правило, с прямы­ми или немного вогнутыми сторонами и почти всегда резные. Иногда изгиб имеем желобок, ино­гда напоминает формой традиционный бургунд­ский крест. Обычными материалами для рукоятей были дерево или рог, часто с медными накладка­ми для украшения. Другие материалы встреча­ются редко, среди них можно отметить хрусталь и серебро. Поскольку данные кинжалы часто изоб­ражены на знаменитых бургундских гобеленах конца XV века и формой рукоя кп они напомнил ют бургундский крест, ученые и коллекционеры классифицируют их как изготовленные в Бургун­дии или для нее. Они, однако, вполне могли изго­тавливаться в Швейцарии или в прилегающих к ней районах Германии, что, по всей видимости, правда. Но тем не менее они имеют отношение к одному из регионов больше, чем любая другая разновидность кинжалов ронделов.


По мере развития формы кинжала рондела происходили изменения и в дизайне его ножен. В XIV веке ножны были простыми и плотно облегали клинок, заканчиваясь на передней кромке гарды. До пае не дошли образцы ножен нот ран­него типа, но на мемориальных табличках видно, что они имеют металлическую горловину и нако­нечник, а сами кожаные ножны отличались раз­личным дизайном и имели украшения в виде ме­таллических накладок. В XV веке металлические накладки становятся редкостью. Ножны делались целиком из кожи, а горловина была расширена настолько, что захватывала гарду. Несколько об­разцов таких ножен XV века находятся в музейных коллекциях, и они часто украшены деталями, на­поминающими детали более ранних кинжалов. На ножнах конца XV и начала XVI века, благо­даря обильной орнаментике, заметно влияние стиля эпохи Ренессанса. Поскольку клинки кин­жалов этого периода часто были длинными и тон­кими, ножны были также длинны и разделены на несколько зон, декорированных рельефами и тис­нением кожи. Часто здесь наличествует длинный металлический наконечник и металлическая гор­ловина, иногда ножны обвиты полосами, укра­шенными рельефными изображениями. Ранее по­лучившая распространение широкая горловина полностью исчезает на этих поздних образцах. За исключением характера орнаментики и длины, они больше напоминают ножны XIV века.

Категория: Источники Доспехи и Оружие | Просмотров: 2124 | Добавил: lis755 | Дата: 14.04.2010 | Комментарии (0)

КИНЖАЛЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

   Средние века стали свидетелями подлинною расцвета производства боевых ножей и кинжалов. Появлялись новые формы, количество их разно­разновидностей увеличивалось в до сих пор невиданных масштабах. Потребность в оружии была ог­ромна. Почти каждый носил за поясом нож или кинжал. Рыцари и воины, отправляясь воевать, использовали их в качестве дополнения к мечу. Гражданские лица носили их для самозащиты, а также использовали в качестве инструментов и во время еды. Ремесленники и крестьяне обычно носили кинжалы, и даже женщины иногда носили зачехленные ножи, хотя те и были небольших размеров и использовались в первую очередь для работы и еды, а не в качестве оружия. Кинжал стал настоящим предметом культуры, обретя определенный статус, которого у него до сих пор не было.


   Средние века не отличались богатством приемов в использовании боевого ножа. Правда, иногда воины метали свои кинжалы в лицо про­противнику перед тем, как напасть на него с мечом, но в целом кинжал оставался простым колющим оружием ( Бешфорл Дим приводит пример метания англичанами кинжалов во французов в 1386 году). В бою один из сражавшихся обычно старался схватить левой рукой держащую кинжал руку противника и, удерживая ее, нанести удар. В первую очередь решающим фактором здесь была сила, а не мастерство. Хотя на ряде современных картин, посвященных средневековым сражениям, изображено, как при использовании кинжала его держат в руке лезвием вверх, то есть пользуясь со­временной техникой применения боевого ножа, подавляющее большинство свидетельств указыва­ет на то, что обычно его держали в руке клинком вниз. Такой захват сводил владение кинжалом к умению нанести эффективный удар, направлен­ный сверху вниз, и делал неуклюжими удары в горизонтальной плоскости Человеку, державшему кинжал в гаком положении, было отказано в гиб­кости и маневренности, присущим последующим поколениям пользовавшихся боевыми ножами бойцов. В первую очередь упор делался на силу, а не на скорость. Единственным преимуществом направленного сверху вниз колющего удара было то, что его можно было нанести с большей силой, чем удар из любого другого положения, а это, ви­димо, было крайне важно в дни, когда противник носил кольчугу или толстую стеганую куртку.

Способы ношения кинжала также подчерки­вали популярность колющих приемов. Обычно кинжал носили вертикально впереди, вертикаль­но или под углом на правом боку либо почти го­ризонтально вдоль спины, при этом рукоятка находилась справа. В последнем положении ору­жие можно было легко выхватить, держа в руке клинком вверх или вниз. В двух других положе­ниях кинжал можно было легко выхватить, дер­жа клинком вверх для нанесения колющего уда­ра. Иногда кинжал носили сам по себе, иногда привязывали к сумке.


Категория: Источники Доспехи и Оружие | Просмотров: 927 | Добавил: lis755 | Дата: 14.04.2010 | Комментарии (0)

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Википедия Лион