Приветствую Вас Гость
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » Источники Доспехи и Оружие
О ценах на доспехи и оплате военной службы в Италии в XV веке по материалам Бруно Чионетти.
Базовые категории: лира, равная 90 евро в наше время; лира состоит из 20 сольдо, каждый из которых равен 4,7 евро; сольдо поделен на 12 динаров, каждый из которых выходит ~0,50 евро. Констебль получал от 10 до 15 лир в месяц. Арбалетчику платили от 5 до 9 лир, пехотинцу 5 лир, а павезиру и велиту – около 3. Эти цифры выражают оплату в военное время, в мирное время ни один из военных чинов не получал больше 5 лир в месяц, а констебль замка – 9 лир. Находясь на постоянной службе, солдаты получали экипировку от государства или феодала, как и одежду в гербовых цветах. Хороший арбалет стоил порядка 1 лиры, стрелы стоили по 1 сольдо, но имели градацию в качестве и цене. Нагрудник стоил 5 лир, а простой шлем (цервеллер) – 1. Простое древковое оружие вроде билля или копья обходилось в 5 сольдо, павеза при этом стоила 1 лиру. Так же государство обычно отвечало за снабжение продовольствием солдат, однако часто они питались за счет краж и мародерства, либо заставляли побежденных врагов оплачивать военные расходы. В мирное время гарнизоны питались за счет собственных ферм или наемного труда крестьян.
|
Кинжалы Басселарды
Эти кинжалы использовались,
вероятно, чаще всех остальных. Исследователи называют их басселардами, и, судя
по всему, это правильный исторический термин. Особенно часто термин
встречается в документах XIV и XV веков, в которых речь идет о кинжалах. В первую
очередь это относится
к английским текстам, но присутствует и в текстах па
других языках. Судя по его употреблению, представляется очевидным, что это
собственное имя, а не разовый термин. Также не приходится сомневаться, что это
наименование очень популярного кинжала, широко распространенного по всей
Европе. Методом сравнения и исключения историки пришли к выводу, что именно
такие кинжалы в большом количестве изображены в живописных произведениях того
времени, мемориальных досках и надгробных памятниках, а также представлены уцелевшими
образцами. Последнее открытие Клода Блэра из Музея Виктории и Альберта в
архивах
Датини в Прато, Италия, похоже, подтверждает устоявшееся
мнение. Это открытие — список кинжалов, приобретенных в 1375 году, доказывающих,
что термин «басселард» произошел от названия швейцарского города Базель и что
данный тип кинжалов возник именно там. Поскольку историки издавна признавали
тесную связь между басселардом и Швейцарией, найденные документы, судя по
всему, решили этот вопрос раз и навсегда. Название использовалось правильно.
Вероятнее всего, басселард впервые появился в конце XIII
или в начале XIV века, как сказано выше, в Швейцарии. Оттуда он мог быстро распространиться
по всей Центральной и Западной Европе. Основная масса документальных и иконографических
упоминаний приходится на вторую половину XIV и XV век, поскольку именно в этот
период, что очевидно, кинжал был наиболее популярен. Он широко использовался
вплоть до конца XV века, когда почти незаметно эволюционировал в так
называемый швейцарский кинжал, или кинжал Гольбейна.
Басселарды носили самые разные люди. В XIV веке они были рыцарским
оружием, являвшимся неотъемлемой частью боевой экипировки. В первую очередь
это относится к итальянским и южногерманским рыцарям, но есть свидетельства
тому, в частности изображение сэра Хью Кэвелея в церкви Бэнбери, в Чешире, что
они были распространены и в других районах. Кроме воинов, такие кинжалы носили
горожане, причем так часто, что анонимный английский автор сатирической песни,
живший в период правления Генриха V, процитированный Лейкингом, утвердил:
Любой достойный человек,
Будь он робок или смел,
Носит басселард.
В XV веке конные рыцари в основном перестали носить
басселард, и он стал главным образом оружием горожан и пеших воинов.
Басселард носили так же, как и другие кинжалы, но были и
некоторые исключения. Как и другие кинжалы, его обычно носили с правой стороны,
иногда подвешивали спереди на поясе для меча или на специальной подвеске,
которая крепилась к поясу. Очень редко его носили сзади. Поскольку басселарды
иногда были длинными, больше напоминающими мечи, на некоторых иллюстрациях
можно виден, их висящими на левом бедре, на манер меча. По крайней
мере, в од ном случае — на надгробном изображении Джона Корпа, умершего в 1361
году, в церкви Сток-Флеминг, Девоншир, — басселард подвешен с левой стороны на
перевязи, проходящей через правое плечо.
Басселард можно легко узнать по его рукояти, которая
имеет крестовые гарды и со стороны гарды, и со стороны головки. Такая форма
делает рукоять похожей на заглавную букву «I» или на букву «Н», положенную на
бок. Обычно хвостовик клинка повторяет контур крестовины головки. Иногда он
также имеет форму и размеры креста со стороны гарды. Нередко он
расширяется на этом участке, но потом вновь сужается. Рукояти обычно
изготавливались из двух частей, щечек, склепывающихся через хвостовик.
Использовалось большое число заклепок, часто три или четыре — непосредственно
в рабочей части рукояти — и еще по меньшей мере две на обоих продолжениях — со
стороны гарды и головки. Обычно для накладок-щечек использовались органические
материалы — дерево (плющ, самшит), рог, кость, слоновая кость. Металлические
рукояти автору неизвестны, хотя вполне могли существовать.
Хотя они в общем и сохраняют форму заглавной буквы «I», в формах рукояток
различных басселардов имеются существенные различия. Сам черенок обычно прямой
и довольно тонкий — как раз по ширине хвостовика клинка. Но в некоторых
случаях черенки делали шире, расширенными в оба конца по вогнутой линии,
переходя в верхнюю и нижнюю крестовины. Но самым большим изменениям были
подвержены именно последние элементы. Иногда они очень малы, почти незаметны,
иногда — так широки, что каждый равен длине клинка. В некоторых случаях обе
крестовины имеют одинаковую длину, но чаще различаются, причем головка обычно
длиннее. Эти крестовины могут быть прямыми и параллельными, но могут
располагаться и под углом к черенку. Реже встречаются изогнутые — в
направлении к черенку или от него. Во многих случаях эти элементы имеют ту же
толщину, что и соответствующие конструкции на хвостовике, так что металл можно
увидеть как поясок вверху и внизу. Часто крестовины, особенно со стороны гарды,
имеют несколько большую длину, чем хвостовик, и две боковые накладки, соединенные
вместе, полностью скрывают металл на концах.
Обычно клинок басселарда равномерно сужается от рукояти
к острию. Некоторые имеют одностороннюю заточку, иногда с одним узким и
неглубоким ребром жесткости с задней стороны. Некоторые исследователи считают клинок с односторонней
заточкой более ранней формой, и большинство из них считают, что подобная форма
по преимуществу производилась в XIV веке. Хотя обоюдоострые клинки, скорее
всего, также появились очень рано и среди сохранившихся экземпляров они встречаются
намного чаще. Обычно они имеют форму поперечного сечения в виде уплощенного
бриллианта, иногда с двумя глубокими ребрами в центре, которые тянутся от
рукояти на половину или две трети длины клинка. Некоторые имеют плоские рикассо — у рукояти
до начала режущей кромки. По размеру они варьируются довольно сильно — от
маленького кинжала до меча.
Ножен для басселардов сохранилось очень мало, и львиная
доля информации об их внешнем облике черпается из произведений живописи. Судя
по изображениям, их обычно изготавливали из кожи с металлическим прибором,
состоящим из устья, обоймиц и наконечника. На некоторых картинах можно
видеть простой черный чехол, повторяющий форму клинка, из чего явствует, что
чисто кожаные ножны тоже иногда использовались. На одном из полотен,
приписываемом Джованни дель Понте, которое находится в музее Йельского
университета, изображен басселард, просто вставленный в узкую петлю. Иными
словами, его, очевидно, носили и с обнаженным клинком. Нельзя не упомянуть об
уцелевших ножнах, хранящихся в петербургском Эрмитаже и в лондонском Музее
Виктории и Альберта. Сделанные из слоновой кости с металлическими
наконечниками, они поражают своей роскошью.
Существует два особых типа басселардов, которые заслуживают отдельного
рассмотрения. Первый отличается рукоятками из самшита и кости с причудливой
резьбой. Во многих случаях украшения выполнены в романском стиле. Резьба
изображает драконов, животных, гротескные человеческие фигуры и переплетенные
узоры. На некоторых образцах сохраняются верхняя и нижняя крестовины в
рудиментарном состоянии, на других они исчезают совсем. В последней группе
рукоятка прямая, без намека на головку или гарду, однако исследователи все же
причисляют такие кинжалы к басселардам. Предполагается, что этот тип кинжалов
возник в Северной Италии или во Франции в XIV веке. Как и в случаях с другими
видами холодного оружия, одновременно редкими и дорогими, в XIX и в начале XX
века такие кинжалы часто подделывали.
Второй особый тип басселардов составляют кинжалы с изогнутыми
обитыми металлом крестовинами. Почти во всех случаях эти крестовины изгибаются
по направлению друг к другу. Также время от времени встречаются кинжалы, у
которых нижняя крестовина изгибается к клинку. В отличие от обычных басселардов
хвостовик на таких образцах узкий, а рукоять обычно цельная, а не состоящая из
двух соединяющихся частей. Рукояти, почти всегда деревянные, обычно прямые и
слегка сужаются от головки к гарде. Металлические пластины, покрывающие верхний
край крестовины головки и нижнюю часть гарды, обычно тонкие, во всяком случае в
ранних образцах. Каждая удерживается на месте двумя маленькими гвоздями, а
также давлением со стороны заклепки хвостовика. На более поздних образцах
металлические пластины толще и обычно утолщаются к концам, чтобы образован»
всю ширину крестовины. Один из таких кинжалов был найден в Брукс-Уорфе, в
Лондоне, и сейчас находится в музее лондонской ратуши. Это довольно редкая
находка. Его форма очень близка к швейцарскому кинжалу, которых много и в
произведениях искусства, и среди археологических находок. По всем основным
статьям это так называемый швейцарский кинжал XVI века.
|
Стандартным, переносимым в руке средством защиты воина от различного оружия противника являлся щит. Но в начале IV век пехоте придавали небольшое значение в войне. Главной силой войска тогда были конные рыцари, поэтому оружейники разрабатывали новые виды оружия и снаряжение только для них, а пехотой все больше пренебрегали и соответственно меньше обращали внимание на ее вооружение. Но благодаря суровому опыту швейцарских войн XIV века, которые оказали мощное влияние на феодальные способы ведения войны, рыцарство научилось ценить пехоту, и с этого времени постепенно уделяется все больше внимания соответствующему оснащению пехотинцев. Становится все более заметным стремление использовать мощь пехоты. Например, швейцарская пехота, построенная квадратом, защищенная щитами и ощетинившаяся копьями, была практически недоступна для атаки тяжеловооруженных рыцарей. Да и появление большого количества лучников (при битве при Креси количество лучников составляло две трети) делало коницу все менее эфективной.
Чтобы эффективно применять пехоту и нести при этом минимальные потери в живой силе, нужен был щит большого размера, который закроет пешего воина с ног до головы. Также щит должен быть достаточно крепким, для того чтобы стрелы не пробивали его, но при этом он должен быть легким, чтобы его мог носить без усилий один человек.
Так был создан стоячий щит (нем. Setzschild), или большая павеза (нем, Pavese). Этот щит был из дерева, обтягивался кожей, поверх накладывался тонкий меловой грунт, на который темперной краской наносились эмблемы с надписями, частью геральдическими, частью религиозными. Форма стоячего щита в основном представляла четырехугольник. По центру идет вертикальный, полый внутри желоб, который на верхнем конце заканчивается выдающимся вперед выступом. Внутри крепились кожаные ремни для переноски, ниже которых находилась ручка.
Павеза был хорошим средством защиты для пеших воинов.
В XIV веке особое внимание уделялось защите стрелков из арбалета. Арбалетный болт, выпущенный из мощного арбалета, мог пробить доспех рыцаря, поэтому арбалетчики ценились гораздо больше, чем простой пехотинец. Арбалетчиков, помимо личной брони, защищал щит павеза различных форм. Если большая павеза являлась эффективным средством защиты пехоты в обороне, то неизбежно возникало стремление предоставить такую же действенную защиту и нападающему пехотинцу. Так появилась ручная павеза (нем. Handschild, kleine Pavese). Она меньше по размерам, чем большая павеза, форма большей частью четырехугольная, сужающаяся книзу и имеющая характерный желоб, углы которого иногда закруглены.
В начале XIV века при штурме крепостей замков и т.д. для защиты пехоты применялись штурмовые стенки или штурмовые щиты (нем. Sturmwande). Такие щиты были еще большего размера, чем павеза, лучше защищали пехоту от оружия осажденных, но были тяжелы и неудобны при транспортировке. Часто эти щиты снабжались сверху смотровой щелью или простым отверстием для глаз, а внизу щита крепились железные шипы, которые упирали в землю для придания щиту большей устойчивости.
Щиты могли быть овальной формы, прямоугольной, со скругленными краями. Через середину мог проходить вертикальный выступ (изнутри — жёлоб) для усиления конструкции. Ширина павез — 40 - 70 см, высота — 1 - 1,5 м.
Павезы широко применялись для защиты пехоты от стрел, например французами во время Столетней войны. В битве при Кутансе (осень 1356 г.) часть французов спешилась и, закрываясь от стрел щитами и павезами, не двигалась с места, пока стрелки не израсходовали свои стрелы и не отошли к латникам. Ножан-сюр-Сен (июнь 1359 г.) французская пехота «пробилась сквозь линию лучников и рассеяла их, так как их щиты были столь прочными, что стрелы не оставляли на них следов». И при Кошереле лучники «стреляли неистово вместе, но французы были столь хорошо вооружены и имели столь сильные павезы, что им нанесли мало вреда … и ворвались в (ряды) англичан и наваррцев». А при Орэ «английские лучники стреляли хорошо, но их стрелы не причиняли вреда, ибо французы были хорошо вооружены и закрывались щитами от них». При Кошереле и Орэ Дюгеклен строил их в плотно сомкнутые шеренги, прикрытые стеной щитов (тех же павез).
Павез сохранилось очень много. Большинство из них с желобами на XV век и без желобов на XIV век. Но есть источники и на павезы с желобами на XIV век.
Кестутис, Великий князь литовский (1379)
Также это:
Краковская шахматная фигурка (13 век)
Nowakowski A., Orlowski T. H., 1984 – Dwa przedstawenia uzbrojenia baltyjskego w sreidnowiecznej plastyce figuralnej z ziem polskych //Archeologia VIII. Torun, 1984
В Мальборке есть барельеф, датируемый концом 13 века. Там персонажи изображены с щитами, которые несут все характерные черты ручных павез.
|
Кинжалы ронделы
При упомянутом выше подходе одним из первых семейств
кинжалов, которое можно выделить, являются кинжалы ронделы. Этот современный
термин используется для обозначения кинжала, имеющего круглую гарду и часто
навершие той же формы, которые установлены под прямым углом к линии рукояти. Вопреки отсутствию исторических сведений о его этимологии, этот
явно описательный термин (Roundel (англ.) — что-либо круглое) широко принят во всем мире, во многих языках помимо
английского. Французы называют его dague а rouelles, а немцы — Scheibendloch, и оба этих названия
подчеркивают его характерные особенности.
Среди
историков существуют расхождения по определению времени первого появления
рондела. Кое-кто относит его появление к 1300 году или даже к немного более
раннему времени. Но все соглашаются, что этот гип широко использовался уже
между 1325 и 1350 годами. Его популярность возросла в последующие годы XIV
века, и он продолжал широко применяться примерно до 1500 года. Ареал его
использования простирался от Скандинавии на севере до Испании на юге, от
Британских островов на западе до Польши на востоке, то есть охватывал почти всю
Западную и Центральную Европу. Во всем этом обширном регионе он являлся главным
образом оружием рыцарей. Сохранилось немного простых кинжалов типа ронделов,
большинство дошедших образцов представляют собой прекрасные, богато
украшенные экземпляры. В ранних формах кинжалов ронделов только гарда имела
форму диска. Часто она была широкой, напоминающей современную круглую коробку
для пилюль. Иногда она была сделана из куска твердой древесины, обитого
железом. По крайней мере, в нескольких случаях она имела углубление со стороны
лезвия, чтобы в ножнах гарда выглядела наподобие медальона. Это мнение
основано на изображениях, имеющихся на нескольких медных мемориальных досках,
таких как, например, посвященные сэру Эдварду Серну, Дрейкотту Серну Черчу,
Уилтширу и ряду других, хотя вполне возможно, что намерения художника
понимаются превратно. До нас не дошло ни одного кинжала с гардами в виде
медальонов. Головки этих ранних кинжалов отличало огромное разнообразие форм.
Некоторые имели форму диска или колеса, как у мечей того времени. Другие были
сферическими, коническими и даже имели форму луковиц. В ряде случаев на
относящихся к тому времени изображениях четко видно, что некоторые рукояти
просто заканчиваются небольшими закругленными утолщениями, не имеющими головок,
как это можно видеть на мемориальной доске сэра Реджиналда де Кобхэма или
Лингфил- да Черча. На других изображениях рукояти имеют расширение на месте
головки и увенчаны гонкими металлическими пластинами, что выглядит почти как
характерная для кинжала рондел форма, запечатленная, к примеру, на рисунке,
относящемуся приблизительно к 1420 году и занесенному в каталог выставки в
Брюгге, проходившей в 1902 году, под № 420. Вместе с тем в тот же период
начинают появляться и настоящие круглые головки, одной формы с гардой, к 1400
году они становятся почти повсеместными; хотя иногда можно обнаружить головки и
других форм, как это часто случается с «экзотичными» формами, появлявшимися во
все периоды истории кинжала. Рукояти образцов этих кинжалов XIV века обычно
сделаны из цельного куска материала и просверлены насквозь Для крепления
хвостовика с помощью заклепок на головке. Края рукоятей были обычно прямыми
либо несколько расширялись к середине, а сами рукояти могли быть округлыми,
многогранными п лаже со спиральными желобками. Большинство клинков были
короткими, обоюдоострыми и имели плоское ромбовидное сечение.
В XV веке произошло много изменений. Как отмечалось выше,
головки кинжалов ронделов стали почти универсальными, совпадая по форме с
гардой. Иногда они, как, например, в Центральной Европе после 1450 года, могли
быть такими большими, что было просто невозможно держать оружие иным способом,
иначе как для нанесения колющего удара, когда головка находилась над большим
пальцем, что еще раз доказывает популярность колющего удара как основного
способа атаки. И головки, и гарды стали тоньше, чем раньше. Иногда их
изготовляли из цельных металлических пластин. Часто они были составлены из
двух выгнутых пластин, соединенных краями. Продолжали использоваться и
составные конструкции из дерева, кости или металла, и примерно к 1450 году
некоторые головки и гарды кинжалов ронделов были снабжены дополнительными дисками
из железа, кости, меди, дерева или рога. Эти дополнительные «слои» выполняли
декоративную функцию: края головок и гард состояли из нескольких полос
различных цветов. Более же простые диски, однако, часто имели металлические
пластины только сверху и снизу и полностью покрывали собой внутреннюю часть.
Большинство кинжалов ронделов имели округлые контуры, встречались
восьмигранные и шестигранные, большую рукоять представляли рифленые и неправильной
формы.
Черенки кинжалов ронделов также различались и по конструкции, и по
дизайну. Преобладали сделанные из цельного куска, как правило, цилиндрической
формы, популярны были спиралевидные, но вскоре стали появляться и другие.
Вошли в употребление черенки, состоявшие из двух пластин, которые крепились с
двух сторон широкого хвостовика. Иногда эти пластины были закругленными, иногда
гранеными. Часто их закрепляли тремя или четырьмя крупными заклепками, чьи
головки в большинстве случаев имели украшения. В ряде случаев это были круглые
заклепки с небольшими отверстиями, проходящими через всю рукоять. Примерно к
1450 году на рукояти стало появляться довольно крупное утолщение в центральной
части, в котором находилось отверстие, насквозь проходившее и через рукоять и
хвостовик. Видимо, оно было предназначено для ремня, но расположение отверстия
представляется не совсем удобным для подобной детали. Конечно, прикрепленный
к оружию ремень, охватывающий запястье и удерживаемый рукой, мешал свободе
движений бойца во время нанесения рубящего удара. Черенки с выраженным
утолщением в центре (в том числе в ряде случаев в виде кольца) известны и в
Англии, и во Франции, но имевшие отверстия были обнаружены только в английских
образцах. Окончательной формой, которая стала весьма популярной к
концу XV века, был сужающийся черенок, часто вогнутый по всей длине от гарды
до головки.
Клинки кинжалов ронделов увеличивались в длину, к тому же
возросло разнообразие их форм. Продолжали использоваться сужающиеся обоюдоострые
клинки, но в обиход все больше входят однолезвийные клинки. Последние иногда
имели треугольное сечение, иногда были полыми в основании. Иногда клинки могли
достигать длины 38 или 40 сантиметров. И обоюдоострые, и однолезвийные клинки
иногда имели четырехугольное утолщенное острие для более легкого проникновения
сквозь кольчугу. Незначительное количество кинжалов ронделов имело
толстые четырехгранные клинки, предназначенные исключительно для нанесения
проникающих ран, став тем самым предшественниками появившихся позднее
стилетов.
В силу широкого использования и единообразия кинжалов
ронделов трудно отнести их происхождение к какому-либо определенному региону
Однако существует появившаяся в конце XV века одна из его разновидностей,
географическое происхождение которой может быть локализовано. Это
исключительно красивая разновидность оружия, характеризуемая круглой головкой,
вогнутой сверху, и напоминающая шляпку гриба. Иногда верхняя часть головки
имеет [рани, но чаще она гофрированная. Черенки, как правило, с прямыми или
немного вогнутыми сторонами и почти всегда резные. Иногда изгиб имеем желобок,
иногда напоминает формой традиционный бургундский крест. Обычными материалами
для рукоятей были дерево или рог, часто с медными накладками для украшения.
Другие материалы встречаются редко, среди них можно отметить хрусталь и
серебро. Поскольку данные кинжалы часто изображены на знаменитых бургундских
гобеленах конца XV века и формой рукоя кп они напомнил ют бургундский крест,
ученые и коллекционеры классифицируют их как изготовленные в Бургундии или для
нее. Они, однако, вполне могли изготавливаться в Швейцарии или в прилегающих к
ней районах Германии, что, по всей видимости, правда. Но тем не менее они имеют
отношение к одному из регионов больше, чем любая другая разновидность кинжалов
ронделов.
По мере развития формы кинжала рондела происходили изменения и в
дизайне его ножен. В XIV веке ножны были простыми и плотно облегали клинок, заканчиваясь на передней кромке гарды. До пае не дошли образцы ножен нот раннего
типа, но на мемориальных табличках видно, что они имеют металлическую горловину
и наконечник, а сами кожаные ножны отличались различным дизайном и имели
украшения в виде металлических накладок. В XV веке металлические накладки
становятся редкостью. Ножны делались целиком из кожи, а горловина была
расширена настолько, что захватывала гарду. Несколько образцов таких ножен XV
века находятся в музейных коллекциях, и они часто украшены деталями, напоминающими
детали более ранних кинжалов. На ножнах конца XV и начала XVI века, благодаря
обильной орнаментике, заметно влияние стиля эпохи Ренессанса. Поскольку клинки
кинжалов этого периода часто были длинными и тонкими, ножны были также длинны
и разделены на несколько зон, декорированных рельефами и тиснением кожи. Часто
здесь наличествует длинный металлический наконечник и металлическая горловина,
иногда ножны обвиты полосами, украшенными рельефными изображениями. Ранее получившая
распространение широкая горловина полностью исчезает на этих поздних образцах.
За исключением характера орнаментики и длины, они больше напоминают ножны XIV
века.
|
КИНЖАЛЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Средние века стали свидетелями подлинною расцвета производства боевых
ножей и кинжалов. Появлялись новые формы, количество их разноразновидностей
увеличивалось в до сих пор невиданных масштабах. Потребность в оружии была огромна.
Почти каждый носил за поясом нож или кинжал. Рыцари и воины, отправляясь
воевать, использовали их в качестве дополнения к мечу. Гражданские лица носили
их для самозащиты, а также использовали в качестве инструментов и во время еды.
Ремесленники и крестьяне обычно носили кинжалы, и
даже женщины иногда носили зачехленные ножи, хотя те и были небольших размеров и использовались в первую очередь для работы и еды, а не в
качестве оружия. Кинжал стал настоящим предметом культуры, обретя определенный
статус, которого у него до сих пор не было.
Средние века не отличались богатством приемов в использовании боевого
ножа. Правда, иногда воины метали свои кинжалы в лицо пропротивнику перед тем,
как напасть на него с мечом, но в целом кинжал оставался простым колющим
оружием ( Бешфорл Дим
приводит пример метания англичанами кинжалов во французов в 1386 году). В бою один из сражавшихся
обычно старался схватить левой рукой держащую кинжал руку противника и,
удерживая ее, нанести удар. В первую очередь решающим фактором здесь была сила,
а не мастерство. Хотя на ряде современных картин, посвященных средневековым
сражениям, изображено, как при использовании кинжала его держат в руке лезвием
вверх, то есть пользуясь современной техникой применения боевого ножа,
подавляющее большинство свидетельств указывает на то, что обычно его держали в
руке клинком вниз. Такой захват сводил владение кинжалом к умению нанести
эффективный удар, направленный сверху вниз, и делал неуклюжими удары в горизонтальной
плоскости Человеку, державшему кинжал в гаком положении, было отказано в гибкости и маневренности, присущим последующим поколениям
пользовавшихся боевыми ножами бойцов. В первую очередь упор делался на силу, а
не на скорость. Единственным преимуществом направленного сверху вниз колющего
удара было то, что его можно было нанести с большей силой, чем удар из любого
другого положения, а это, видимо, было крайне важно в дни, когда противник
носил кольчугу или толстую стеганую куртку.
Способы
ношения кинжала также подчеркивали популярность колющих приемов. Обычно кинжал
носили вертикально впереди, вертикально или под углом на правом боку либо
почти горизонтально вдоль спины, при этом рукоятка находилась справа. В последнем положении оружие можно
было легко выхватить, держа в руке клинком вверх или вниз. В двух других положениях
кинжал можно было легко выхватить, держа клинком вверх для нанесения колющего
удара. Иногда кинжал носили сам по себе, иногда привязывали к сумке.
| |
|
Календарь | « Январь 2025 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|