Меню сайта
Приветствую Вас Гость

Категории раздела
Монументальная Живопись [2]
Жизнь клуба [6]
Источники Доспехи и Оружие [5]
Источники Гражданский комплект [0]
Литература [4]
Интересное [2]
Новости [0]
Статьи [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Май » 5 » Средневековые кинжалы. Басселарды
13:07
Средневековые кинжалы. Басселарды

Кинжалы Басселарды


   Эти кинжалы использова­лись, вероятно, чаще всех остальных. Исследова­тели называют их басселардами, и, судя по всему, это правильный исторический термин. Особен­но часто термин встречается в документах XIV и XV веков, в которых речь идет о кинжалах. В пер­вую очередь это относится к английским текстам, но присутствует и в текстах па других языках. Судя по его употреблению, представляется оче­видным, что это собственное имя, а не разовый термин. Также не приходится сомневаться, что это наименование очень популярного кинжала, ши­роко распространенного по всей Европе. Мето­дом сравнения и исключения историки пришли к выводу, что именно такие кинжалы в большом количестве изображены в живописных произведе­ниях того времени, мемориальных досках и над­гробных памятниках, а также представлены уце­левшими образцами. Последнее открытие Клода Блэра из Музея Виктории и Альберта в архивах

Датини в Прато, Италия, похоже, подтверждает устоявшееся мнение. Это открытие — список кинжалов, приобретенных в 1375 году, доказыва­ющих, что термин «басселард» произошел от на­звания швейцарского города Базель и что данный тип кинжалов возник именно там. Поскольку историки издавна признавали тесную связь между басселардом и Швейцарией, найденные документы, судя по всему, решили этот вопрос раз и на­всегда. Название использовалось правильно.


Вероятнее всего, басселард впервые появился в конце XIII или в начале XIV века, как сказано выше, в Швейцарии. Оттуда он мог быстро рас­пространиться по всей Центральной и Западной Европе. Основная масса документальных и ико­нографических упоминаний приходится на вто­рую половину XIV и XV век, поскольку именно в этот период, что очевидно, кинжал был наиболее популярен. Он широко использовался вплоть до конца XV века, когда почти незаметно эволюционировал в так называемый швейцарский кин­жал, или кинжал Гольбейна.




Басселарды носили самые разные люди. В XIV веке они были рыцарским оружием, являв­шимся неотъемлемой частью боевой экипировки. В первую очередь это относится к итальянским и южногерманским рыцарям, но есть свидетель­ства тому, в частности изображение сэра Хью Кэвелея в церкви Бэнбери, в Чешире, что они были распространены и в других районах. Кроме воинов, такие кинжалы носили горожане, при­чем так часто, что анонимный английский автор сатирической песни, живший в период прав­ления Генриха V, процитированный Лейкингом, утвердил:

Любой достойный человек,

Будь он робок или смел,

Носит басселард.


В XV веке конные рыцари в основном переста­ли носить басселард, и он стал главным образом оружием горожан и пеших воинов.

Басселард носили так же, как и другие кинжа­лы, но были и некоторые исключения. Как и дру­гие кинжалы, его обычно носили с правой сторо­ны, иногда подвешивали спереди на поясе для меча или на специальной подвеске, которая кре­пилась к поясу. Очень редко его носили сзади. Поскольку басселарды иногда были длинными, больше напоминающими мечи, на некоторых ил­люстрациях можно виден, их висящими на ле­вом бедре, на манер меча. По крайней мере, в од ном случае — на надгробном изображении Джона Корпа, умершего в 1361 году, в церкви Сток-Фле­минг, Девоншир, — басселард подвешен с левой стороны на перевязи, проходящей через правое плечо.


Басселард можно легко узнать по его рукояти, которая имеет крестовые гарды и со стороны гар­ды, и со стороны головки. Такая форма делает рукоять похожей на заглавную букву «I» или на букву «Н», положенную на бок. Обычно хвосто­вик клинка повторяет контур крестовины голов­ки. Иногда он также имеет форму и размеры кре­ста со стороны гарды. Нередко он расширяется на этом участке, но потом вновь сужается. Рукояти обычно изготавливались из двух частей, щечек, склепывающихся через хвостовик. Использова­лось большое число заклепок, часто три или четы­ре — непосредственно в рабочей части рукояти — и еще по меньшей мере две на обоих продолжени­ях — со стороны гарды и головки. Обычно для накладок-щечек использовались органические ма­териалы — дерево (плющ, самшит), рог, кость, слоновая кость. Металлические рукоя­ти автору неизвестны, хотя вполне могли суще­ствовать.




   Хотя они в общем и сохраняют форму заглав­ной буквы «I», в формах рукояток различных басселардов имеются существенные различия. Сам черенок обычно прямой и довольно тонкий — как раз по ширине хвостовика клинка. Но в неко­торых случаях черенки делали шире, расширен­ными в оба конца по вогнутой линии, переходя в верхнюю и нижнюю крестовины. Но самым боль­шим изменениям были подвержены именно по­следние элементы. Иногда они очень малы, почти незаметны, иногда — так широки, что каждый ра­вен длине клинка. В некоторых случаях обе крес­товины имеют одинаковую длину, но чаще раз­личаются, причем головка обычно длиннее. Эти крестовины могут быть прямыми и параллельны­ми, но могут располагаться и под углом к черен­ку. Реже встречаются изогнутые — в направлении к черенку или от него. Во многих случаях эти эле­менты имеют ту же толщину, что и соответствую­щие конструкции на хвостовике, так что металл можно увидеть как поясок вверху и внизу. Часто крестовины, особенно со стороны гарды, имеют несколько большую длину, чем хвостовик, и две боковые накладки, соединенные вместе, полнос­тью скрывают металл на концах.



Обычно клинок басселарда равномерно сужа­ется от рукояти к острию. Некоторые имеют од­ностороннюю заточку, иногда с одним узким и неглубоким ребром жесткости с задней стороны. Некоторые исследователи считают клинок с односторонней заточкой более ранней формой, и большинство из них считают, что подобная фор­ма по преимуществу производилась в XIV веке. Хотя обоюдоострые клинки, скорее всего, также появились очень рано и среди сохра­нившихся экземпляров они встречаются намного чаще. Обычно они имеют форму попе­речного сечения в виде уплощенного бриллианта, иногда с двумя глубокими ребрами в центре, которые тянутся от рукояти на половину или две трети длины клинка. Некоторые имеют плоские рикассо — у рукояти до начала режущей кромки. По размеру они варьируются довольно сильно — от маленького кинжала до меча.

      Ножен для басселардов сохранилось очень мало, и львиная доля информации об их внешнем обли­ке черпается из произведений живописи. Судя по изображениям, их обычно изготавливали из кожи с металлическим прибором, состоящим из устья, обоймиц и наконечника. На некоторых картинах можно видеть простой черный чехол, повторяю­щий форму клинка, из чего явствует, что чисто кожаные ножны тоже иногда использовались. На одном из полотен, приписываемом Джованни дель Понте, которое находится в музее Йельского университета, изображен басселард, просто встав­ленный в узкую петлю. Иными словами, его, оче­видно, носили и с обнаженным клинком. Нельзя не упомянуть об уцелевших ножнах, хранящихся в петербургском Эрмитаже и в лондонском Музее Виктории и Альберта. Сделанные из слоновой кости с металлическими наконечниками, они по­ражают своей роскошью.



Существует два особых типа басселардов, кото­рые заслуживают отдельного рассмотрения. Пер­вый отличается рукоятками из самшита и кости с причудливой резьбой. Во многих случаях укра­шения выполнены в романском стиле. Резьба изображает драконов, животных, гротескные че­ловеческие фигуры и переплетенные узоры. На некоторых образцах сохраняются верхняя и ниж­няя крестовины в рудиментарном состоянии, на других они исчезают совсем. В последней группе рукоятка прямая, без намека на головку или гар­ду, однако исследователи все же причисляют та­кие кинжалы к басселардам. Предполагается, что этот тип кинжалов возник в Северной Италии или во Франции в XIV веке. Как и в случаях с дру­гими видами холодного оружия, одновременно редкими и дорогими, в XIX и в начале XX века та­кие кинжалы часто подделывали.


Второй особый тип басселардов составляют кинжалы с изогнутыми обитыми металлом крестовинами. Почти во всех случаях эти крестовины изгибаются по направлению друг к другу. Также время от времени встречаются кин­жалы, у которых нижняя крестовина изгибается к клинку. В отличие от обычных басселардов хвос­товик на таких образцах узкий, а рукоять обычно цельная, а не состоящая из двух соединяющихся частей. Рукояти, почти всегда деревянные, обыч­но прямые и слегка сужаются от головки к гарде. Металлические пластины, покрывающие верхний край крестовины головки и нижнюю часть гарды, обычно тонкие, во всяком случае в ранних образ­цах. Каждая удерживается на месте двумя малень­кими гвоздями, а также давлением со стороны заклепки хвостовика. На более поздних образцах металлические пластины толще и обычно утолщаются к концам, чтобы образован» всю ширину крестовины. Один из таких кинжалов был найден в Брукс-Уорфе, в Лондоне, и сейчас находится в музее лондонской ратуши. Это довольно редкая находка. Его форма очень близка к швейцар­скому кинжалу, которых много и в произведениях искусства, и среди археологических находок. По всем основным статьям это так называемый швейцарский кинжал XVI века.


Категория: Источники Доспехи и Оружие | Просмотров: 3822 | Добавил: lis755 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Википедия Лион