Приветствую Вас Гость
Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2010 » Май » 05
Монументальная Живопись Италии. Монумента́льная жи́вопись — живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.
Падуя
Баптистерий
Вид с юго-востока. Северная стена - сцены из жизни Иисуса Христа; восточная стена - Распятие; в парусе - Иоанн Богослов между Иезекиилем и Даниилом; в куполе - сцены из Бытия
Менабуои, Джусто де Около 1378 Баптистерий Падуя
Купол. Рай, в центре - Благословляющий Христос, Мария во славе, сцены из Бытия
Менабуои, Джусто де Около 1378 Баптистерий Падуя
Купол. Сотворение Мира. Деталь
Менабуои, Джусто де Около 1378 Баптистерий Падуя
Крещение Господне
Менабуои, Джусто де Южная стена Около 1378 Баптистерий Падуя
Рождество Иоанна Крестителя
Менабуои, Джусто де Южная стена Около 1378 Баптистерий Падуя
Наверху слева: Рождество Христово; в середине - Поклонение волхвов; справа - Принесение во храм; в середине слева - Призвание Симона, называемого Петром, и Андрея; в центре - Призвание Матфея; справа - Брак в Кане; внизу слева - Христос в Гефсиманском саду; в центре - Взятие Христа под стражу; справа - Христос перед первосвященником
Менабуои, Джусто де Северная стена Около 1378 Баптистерий Падуя
Распятие
Менабуои, Джусто де Восточная стена Около 1378 Баптистерий Падуя
Наверху слева: Введение Марии во храм; в середине - Благовещение, справа - встреча Марии и Елизаветы; в центре слева - Избиение младенцев. В центре - изображение заказчицы Фины Буццакарини. Справа - Двенадцатилетний Иисус в храме; внизу слева - Вход Господень в Иерусалим
Менабуои, Джусто де Восточная стена Около 1378 Баптистерий Падуя
Изображение заказчицы Фины Буццакарини перед Богоматерью
Менабуои, Джусто де Восточная стена Около 1378 Баптистерий Падуя
Святой Лука между Давидом и Иеремией
Менабуои, Джусто де Северо-западный парус Около 1378 Баптистерий Падуя
|
Кинжалы Басселарды
Эти кинжалы использовались,
вероятно, чаще всех остальных. Исследователи называют их басселардами, и, судя
по всему, это правильный исторический термин. Особенно часто термин
встречается в документах XIV и XV веков, в которых речь идет о кинжалах. В первую
очередь это относится
к английским текстам, но присутствует и в текстах па
других языках. Судя по его употреблению, представляется очевидным, что это
собственное имя, а не разовый термин. Также не приходится сомневаться, что это
наименование очень популярного кинжала, широко распространенного по всей
Европе. Методом сравнения и исключения историки пришли к выводу, что именно
такие кинжалы в большом количестве изображены в живописных произведениях того
времени, мемориальных досках и надгробных памятниках, а также представлены уцелевшими
образцами. Последнее открытие Клода Блэра из Музея Виктории и Альберта в
архивах
Датини в Прато, Италия, похоже, подтверждает устоявшееся
мнение. Это открытие — список кинжалов, приобретенных в 1375 году, доказывающих,
что термин «басселард» произошел от названия швейцарского города Базель и что
данный тип кинжалов возник именно там. Поскольку историки издавна признавали
тесную связь между басселардом и Швейцарией, найденные документы, судя по
всему, решили этот вопрос раз и навсегда. Название использовалось правильно.
Вероятнее всего, басселард впервые появился в конце XIII
или в начале XIV века, как сказано выше, в Швейцарии. Оттуда он мог быстро распространиться
по всей Центральной и Западной Европе. Основная масса документальных и иконографических
упоминаний приходится на вторую половину XIV и XV век, поскольку именно в этот
период, что очевидно, кинжал был наиболее популярен. Он широко использовался
вплоть до конца XV века, когда почти незаметно эволюционировал в так
называемый швейцарский кинжал, или кинжал Гольбейна.
Басселарды носили самые разные люди. В XIV веке они были рыцарским
оружием, являвшимся неотъемлемой частью боевой экипировки. В первую очередь
это относится к итальянским и южногерманским рыцарям, но есть свидетельства
тому, в частности изображение сэра Хью Кэвелея в церкви Бэнбери, в Чешире, что
они были распространены и в других районах. Кроме воинов, такие кинжалы носили
горожане, причем так часто, что анонимный английский автор сатирической песни,
живший в период правления Генриха V, процитированный Лейкингом, утвердил:
Любой достойный человек,
Будь он робок или смел,
Носит басселард.
В XV веке конные рыцари в основном перестали носить
басселард, и он стал главным образом оружием горожан и пеших воинов.
Басселард носили так же, как и другие кинжалы, но были и
некоторые исключения. Как и другие кинжалы, его обычно носили с правой стороны,
иногда подвешивали спереди на поясе для меча или на специальной подвеске,
которая крепилась к поясу. Очень редко его носили сзади. Поскольку басселарды
иногда были длинными, больше напоминающими мечи, на некоторых иллюстрациях
можно виден, их висящими на левом бедре, на манер меча. По крайней
мере, в од ном случае — на надгробном изображении Джона Корпа, умершего в 1361
году, в церкви Сток-Флеминг, Девоншир, — басселард подвешен с левой стороны на
перевязи, проходящей через правое плечо.
Басселард можно легко узнать по его рукояти, которая
имеет крестовые гарды и со стороны гарды, и со стороны головки. Такая форма
делает рукоять похожей на заглавную букву «I» или на букву «Н», положенную на
бок. Обычно хвостовик клинка повторяет контур крестовины головки. Иногда он
также имеет форму и размеры креста со стороны гарды. Нередко он
расширяется на этом участке, но потом вновь сужается. Рукояти обычно
изготавливались из двух частей, щечек, склепывающихся через хвостовик.
Использовалось большое число заклепок, часто три или четыре — непосредственно
в рабочей части рукояти — и еще по меньшей мере две на обоих продолжениях — со
стороны гарды и головки. Обычно для накладок-щечек использовались органические
материалы — дерево (плющ, самшит), рог, кость, слоновая кость. Металлические
рукояти автору неизвестны, хотя вполне могли существовать.
Хотя они в общем и сохраняют форму заглавной буквы «I», в формах рукояток
различных басселардов имеются существенные различия. Сам черенок обычно прямой
и довольно тонкий — как раз по ширине хвостовика клинка. Но в некоторых
случаях черенки делали шире, расширенными в оба конца по вогнутой линии,
переходя в верхнюю и нижнюю крестовины. Но самым большим изменениям были
подвержены именно последние элементы. Иногда они очень малы, почти незаметны,
иногда — так широки, что каждый равен длине клинка. В некоторых случаях обе
крестовины имеют одинаковую длину, но чаще различаются, причем головка обычно
длиннее. Эти крестовины могут быть прямыми и параллельными, но могут
располагаться и под углом к черенку. Реже встречаются изогнутые — в
направлении к черенку или от него. Во многих случаях эти элементы имеют ту же
толщину, что и соответствующие конструкции на хвостовике, так что металл можно
увидеть как поясок вверху и внизу. Часто крестовины, особенно со стороны гарды,
имеют несколько большую длину, чем хвостовик, и две боковые накладки, соединенные
вместе, полностью скрывают металл на концах.
Обычно клинок басселарда равномерно сужается от рукояти
к острию. Некоторые имеют одностороннюю заточку, иногда с одним узким и
неглубоким ребром жесткости с задней стороны. Некоторые исследователи считают клинок с односторонней
заточкой более ранней формой, и большинство из них считают, что подобная форма
по преимуществу производилась в XIV веке. Хотя обоюдоострые клинки, скорее
всего, также появились очень рано и среди сохранившихся экземпляров они встречаются
намного чаще. Обычно они имеют форму поперечного сечения в виде уплощенного
бриллианта, иногда с двумя глубокими ребрами в центре, которые тянутся от
рукояти на половину или две трети длины клинка. Некоторые имеют плоские рикассо — у рукояти
до начала режущей кромки. По размеру они варьируются довольно сильно — от
маленького кинжала до меча.
Ножен для басселардов сохранилось очень мало, и львиная
доля информации об их внешнем облике черпается из произведений живописи. Судя
по изображениям, их обычно изготавливали из кожи с металлическим прибором,
состоящим из устья, обоймиц и наконечника. На некоторых картинах можно
видеть простой черный чехол, повторяющий форму клинка, из чего явствует, что
чисто кожаные ножны тоже иногда использовались. На одном из полотен,
приписываемом Джованни дель Понте, которое находится в музее Йельского
университета, изображен басселард, просто вставленный в узкую петлю. Иными
словами, его, очевидно, носили и с обнаженным клинком. Нельзя не упомянуть об
уцелевших ножнах, хранящихся в петербургском Эрмитаже и в лондонском Музее
Виктории и Альберта. Сделанные из слоновой кости с металлическими
наконечниками, они поражают своей роскошью.
Существует два особых типа басселардов, которые заслуживают отдельного
рассмотрения. Первый отличается рукоятками из самшита и кости с причудливой
резьбой. Во многих случаях украшения выполнены в романском стиле. Резьба
изображает драконов, животных, гротескные человеческие фигуры и переплетенные
узоры. На некоторых образцах сохраняются верхняя и нижняя крестовины в
рудиментарном состоянии, на других они исчезают совсем. В последней группе
рукоятка прямая, без намека на головку или гарду, однако исследователи все же
причисляют такие кинжалы к басселардам. Предполагается, что этот тип кинжалов
возник в Северной Италии или во Франции в XIV веке. Как и в случаях с другими
видами холодного оружия, одновременно редкими и дорогими, в XIX и в начале XX
века такие кинжалы часто подделывали.
Второй особый тип басселардов составляют кинжалы с изогнутыми
обитыми металлом крестовинами. Почти во всех случаях эти крестовины изгибаются
по направлению друг к другу. Также время от времени встречаются кинжалы, у
которых нижняя крестовина изгибается к клинку. В отличие от обычных басселардов
хвостовик на таких образцах узкий, а рукоять обычно цельная, а не состоящая из
двух соединяющихся частей. Рукояти, почти всегда деревянные, обычно прямые и
слегка сужаются от головки к гарде. Металлические пластины, покрывающие верхний
край крестовины головки и нижнюю часть гарды, обычно тонкие, во всяком случае в
ранних образцах. Каждая удерживается на месте двумя маленькими гвоздями, а
также давлением со стороны заклепки хвостовика. На более поздних образцах
металлические пластины толще и обычно утолщаются к концам, чтобы образован»
всю ширину крестовины. Один из таких кинжалов был найден в Брукс-Уорфе, в
Лондоне, и сейчас находится в музее лондонской ратуши. Это довольно редкая
находка. Его форма очень близка к швейцарскому кинжалу, которых много и в
произведениях искусства, и среди археологических находок. По всем основным
статьям это так называемый швейцарский кинжал XVI века.
| |
|
Календарь | « Май 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|